В последнее время ведущие поисковые системы приходят к мнению о необходимости использования наряду с обычным поиском интентные поисковые алгоритмы, и что на запросы, для которых переход на сайт необязателен, нужно отвечать прямо на странице результатов поиска.
Известно, что чуть меньше половины запросов к поисковым системам направлены на сиюминутное решение конкретной задачи, возникшей у пользователя («samsung galaxy note купить», «сколько сантиметров в футе», «смотреть король лев»). Ведущие поисковые системы приходят к мнению о необходимости использования наряду с обычным поиском интентные поисковые алгоритмы, и что на запросы, для которых переход на сайт необязателен, нужно отвечать прямо на странице результатов поиска.
Интентный поиск (англ. Intent - намерение, желание, цель) - это принципиально отличающийся от традиционного вид поиска, основанный на семантическом анализе запроса и алгоритмах определения потребности пользователя. Вместо обработки ключевых слов и вычисления релевантности поисковые системы будут пытаться «понять смысл» запроса, угадать желание пользователя и предоставить релевантный ответ, избегая переходов на сторонние сайты, когда это возможно.
В случае, если запрос многозначен или за ним могут стоять различные желания и намерения пользователя, поисковая система может предложить несколько решений в виде диалоговой подсказки.
Попытки реализации тех или иных элементов семантического поиска мы можем наблюдать в нескольких поисковых системах. Например, Freebase предлагает нам не только текстовый поиск, но и поиск через MQL (Metaweb Query Language). С его помощью можно составить любой поисковой запрос, и ответом будет тот же запрос, но уже со вставленными результатами поиска.
В настоящее время Google активно разрабатывает систему интентного поиска, уже получившую скептические оценки известных аналитиков: алгоритмы работают крайне неточно и в случаях многозначности почти не способны верно определить интенцию пользователя.
Яндекс развивает такой подход к поиску в рамках проекта «Интентный поиск». Интентный поиск Яндекса не сводится к определенному набору поисковых продуктов. Он действует и в уже работающих диалогических подсказках, и в формировании поисковой выдачи в целом. Например, на запрос «найти организацию и связаться» семантические алгоритмы Яндекса ответят, показывая рядом с сайтом компании ее адрес и телефон. А в ответ на запрос «послушать музыку» прямо на странице поисковой системы появится музыкальный плеер.
Важной проблемой, связанной с переходом поисковых систем на интентный поиск, становится недовольство владельцев веб-ресурсов и SEO-специалистов. Ведь если принять во внимание намерения поисковиков предоставлять пользователю релевантный ответ прямо на странице поиска, и то, что изменения затронут до 20% всех запросов, становится очевидно, что поисковой трафик на сайты может значительно уменьшиться. Интересно, что в свое время подобные опасения были связаны с RSS-технологией, их нисколько не оправдавшей.
На данный момент технологии интентного поиска находятся на стадии разработки, и своевременное вскрытие их проблем и противоречий будет способствовать развитию семантических алгоритмов, лучшему понимаю интересов всех заинтересованных сторон, рождению новых решений.