Не прибегая к различным инструментам анализа сайта, невозможно добиться его эффективной работы. Среди сервисов, предназначенных для ведения внешней, независимой статистики посещений сайта, самую большую пользовательскую аудиторию имеет Google Analytics. В чем причины сегодняшней популярности и что ждет сервис в ближайшем будущем?
Сервис Google Analytics был разработан компанией «Urchin On Demand», которая до сих пор работает над его поддержкой и обновлением, после чего программный продукт был куплен компанией Google. Первый выпуск Google Analytics состоялся в 2005 году, а в 2006 сервис был значительно доработан, вышел в открытый доступ и стал стремительно набирать популярность.
В первую очередь неоспоримое лидерство Google Analytics объясняется качеством и многообразием услуг, предоставляемых сервисом, хотя немалую роль играет и авторитет компании Google. Огромную популярность обеспечивает и тот факт, что сервис бесплатен (премиум-доступ необходим только при >10 млн посещений страниц в месяц) и способен взаимодействовать с другими востребованными продуктами Google, в частности, с Adwords и Adsence.
Для того, чтобы получить доступ к статистике посещений, необходимо зарегистрировать аккаунт и разместить предоставляемый сервисом JavaScript-код на страницах сайта. В отличие от многих конкурентов Google Analytics не требует размещать счетчик.
Под «посещением» в Google Analytics понимается некий набор веб-страниц, просмотренных пользователем с момента попадания на сайт. Через полчаса бездействия пользователя «посещение» прерывается, система фиксирует условный выход с сайта. Соответственно, при подсчете времени, проведенного на сайте, никак не учитывается время, проведенное на последней посещенной странице.
Вопреки распространенному мнению, Google Analytics не работает в режиме реального времени: данные поступает к нему с задержкой в три часа. Развеем и другое популярное заблуждение: Google Analytics считает за единицу посетителя не один IP, а один браузер, так как теоретически с одного IP сайт может посещать одновременно масса людей.
К несомненным преимуществам Google Analytics относится возможность гибкой работы с фильтрами. Встроенные фильтры, применяемые для включения и исключения данных, выполняют ограниченный ряд функций. Например, исключают из статистики ваши собственные посещения. Область применения пользовательских фильтров гораздо шире: они предоставляют пользователю широкие возможности настройки фильтрации по нескольким критериям, таким как адрес страницы, заголовок, источник перехода. Например, мы можем отследить коммерческий и поисковый трафик из Яндекса или автоматически сравнить между собой размеры аудитории, привлеченной с двух различных ресурсов.
На данный момент команда разработчиков Google Analytics производит запуск нового инструмента — Universal Analytics, который позволяет пользователям получать гораздо более целостное и подробное представление об интересующем их маркетинговом канале. Значительное расширение функционала сервиса, особенно его интеграция с базами данных, дает возможность совершенно различным группам пользователей приспособить сервис под свои нужды. Новый инструмент уже доступен премиум-клиентам. Недавно вышел из периода бета-теста и инструмент предоставления отчетов по мобильным приложениям. А возможность сравнивать данные о продвижении на внешних каналах (и импортировать информацию о расходах на них) с продвижением в Google — появится в самое ближайшее время.
Если говорить о более далеких перспективах развития, то в 2013 году Google планирует включить в Google Analytics инструмент, позволяющий рассчитывать сумму, которую пользователь потратит на сайте компании в будущем. Инструмент получит название Customer Lifetime Value и, несомненно, будет полезен в вычислении многих параметров эффективности маркетинговой деятельности. Также в 2013 станут доступными для наблюдения поведенческие метрики «новизны», «частоты» и «денежной ценности», которые уже давно используют маркетологи для выявления определенных клиентов.
Если разработчики выполнят свои обещания, то в ближайшие годы сервис, и без того не сдающий позиций, едва ли уступит кому-то первое место.