Меню Еще

Персональный поиск

13.12.2012

Характер взаимодействия в интернете продолжает изменяться на наших глазах: сделан очередной шаг на пути развития технологий поиска. Как аудитория поисковых систем воспримет новый «персональный» поиск Яндекса? Какое влияние окажет новый подход к формированию SERP на рынок поисковой оптимизации?


12 декабря 2012 года поисковая система Яндекс объявила о запуске поисковой платформы «Калининград», основанной на долгое время вызревавшей концепции персонализированного поиска, существующей в рамках установки на персонализацию вообще.

Яндекс Калининград

Ключевой принцип новой поисковой платформы состоит в предельной персонализации поисковой выдачи: если раньше поисковые системы пытались так или иначе, на тех или иных основаниях дробить свою аудиторию (регионы, демографические признаки), предоставляя разным ее сегментам отличающиеся факторы ранжирования, то теперь единицей измерения становится конкретный пользователь — для каждого ищущего должны существовать свои поисковые алгоритмы. Информацией, необходимой для построения персональной выдачи, служит история запросов пользователя и его поисковое поведение.

Некоторые специалисты выражают опасение, что персонализированный поиск, стремясь к экономии действий и времени (представители Яндекса даже называют цифру — 14% экономии), замкнет пользователя поисковой системы в его собственных интересах, сузит его информационный горизонт.

Яндекс Калининград

Яндекс спешит развеять подобные опасения, уверяя, что от введения новых принципов поиска разнообразие и всесторонность предоставляемой пользователю информации не пострадают, произойдет лишь небольшое смещение акцентов и приоритетов представления. Указывают также и на то, что персонализированный поиск не является безальтернативным, его можно легко отключить. В какой-то мере заверениям Яндекса противоречат его же цифры: по словам Дениса Рогачевского, у активного пользователя с включенной персонализацией меняется до 75% поисковой выдачи, а CTR верхней позиции на 37% выше, чем у ТОП-1 при «общем», неперсонализированном поиске.

Убеждение в востребованности персонализированного поиска представители Яндекса аргументируют доступной статистикой: по их данным, 30% поисковых запросов — это поиск не новой информации, а того, что пользователь уже видел ранее, к чему он привык. В то же время привычные, знакомые сайты, попавшие в поисковую выдачу, удостаиваются внимания пользователя в первую очередь.

Один из самых интересных вопрос, связанных с нововведением — как под его влиянием изменятся принципы поискового продвижения и практическая деятельность SEO-компаний, у которых несомненно возникнут трудности с определением результатов своей деятельности. Как определить успешность оказания услуги, если поисковая выдача заказчика, SEO-специалиста и каждого клиента — различаются между собой? Наиболее вероятный сценарий это — отказ от отчетности, привязанной к позициям в SERP, и переход на тарификацию по органическому трафику и непосредственным конверсиям. Все это представляется частью общего курса услуги «продвижения сайтов», резко порывающей с традиционным SEO.

Уже не в первый раз нововведения Яндекса вызывают панику и негодование в среде оптимизаторов: некоторые даже утверждают, что поисковая система намеренно стремится сделать выдачу максимальной неподконтрольной и непредсказуемой для SEO, чтобы повысить спрос на свои услуги контекстной рекламы Яндекс.Директ.

Разумеется, на данный момент это касается только «поисковой оптимизации под Яндекс», но персонализация поиска, без сомнения, является общей тенденцией развития, и другие поисковые системы не заставят себя ждать. Характерно, что концепцию интентного поиска, успешно применяемую сегодня всеми поисковыми системами, Яндекс также реализовал одним из первых.

С одной стороны, благодаря «Калининграду» релевантность получаемых результатов действительно возрастает. С другой — персонализированный подход в поиске, как и в других областях веб-технологии, содержит в себе ряд противоречий, способных вместо высокой релевантности и экономии времени создавать трудности и неудобства для пользователей, не говоря уже о SEO-специалистах.


Вернуться назад