Metro — яркий и характерный стиль дизайна, созданный Microsoft для Windows Phone и Windows 8, уже получивший признание и набирающий все большую популярность. Metro-дизайн провозглашает отказ от стремления к симуляции материальности в пользу «подлинно цифровой» эстетики («плоские» цвета, прямые линии и чистые формы), культивирует новый, масштабируемый способ представления информации. Но способен ли он стать новым доминирующим стилем веб-дизайна?
Metro резко порывает с установившимися у крупнейших разработчиков принципами и традициями, отказывается от стиля, выбранного самой же Microsoft для Windows Mobile. Уникальность и характерные особенности Metro-дизайна основаны на ряде принимаемых им принципов.
Ключевой принцип «Fierce Reduction» («полное упрощение») должен пониматься как можно более широко. Согласно нему, редукции, упрощению в Metro должно подвергаться не только и не столько графическое оформление интерфейса приложения/сайта, сколько непосредственно его внутренняя структура и логика. Конечной целью такого подхода является полное освобождение пользователя от необходимости совершения лишних действий, максимальное «очищение» процесса его работы с информацией.
Другой принцип — безоговорочное первенство контента над дизайном. Оформление почти полностью теряет декоративную функцию и, становясь исключительно проводником информации, начинает оцениваться именно с этой точки зрения: цель всех элементов дизайна — как можно более эффективно представлять содержание, привлекая к себе как можно меньше внимания.
К этому принципу примыкает следующий: пользователь сам выбирает глубину погружения в информацию и, соответственно, масштаб ее представления. Таким образом, «на поверхности» интерфейса должны находиться только основные, самые общие сведения, но при необходимости пользователь может погрузиться в детали.
Закономерно, что спускаясь на уровень контента и текста, Metro-дизайн проявляет огромное внимание к типографике. Типографическим параметрам отводится роль важнейшего средства управления восприятием пользователя: с помощью типографики информация структурируется и подается.
Иногда Metro-дизайн упрекают в излишней схематизации, техницизме, «оторванности от жизни», обыденности. Скорее всего, эти нападки вызваны только новизной и «необжитостью» стиля: на данный момент он идет вразрез с десятилетиями складывавшимися традициями не только разработки дизайна, но и его восприятия.
Другой интересный спор, возникший вокруг Metro-дизайна — о том, как соотносятся достаточно четкие требования, предъявляемые создателями стиля, и творческая свобода стороннего разработчика. Многие дизайнеры в сфере IT высказывают недовольство поставленными перед ними границами. Официальные представители Microsoft настаивают на том, что имея необходимые для поддержания целостности системы границы, Metro предоставляет разработчику и пользователю огромные просторы для расширения и творчества, выстраивает с ними полноценный диалог.
На сегодняшний день Metro-дизайн надежно укрепился в мобильных приложениях, стал основной стилистической доминантой Windows 8, но говорить о его будущем в веб-дизайне пока еще рано: сайты в соответствующем стиле пока встречаются не слишком часто и вызывают неоднозначную реакцию у пользователей.
«Опоздание» может быть объяснено тем, что Metro-дизайн был ориентирован, в первую очередь, на сенсорные устройства, планшетные компьютеры и смартфоны: элементы интерфейса часто имеют слишком большой размер для пользователя «десктопного» интернета, оснащенного мышью и высокодиагональным монитором.
Несколько сайтов в стиле Metro
Тут стоит отметить, что абстрактные принципы Metro-дизайна способны распространяться на любую форму представления, и крупные элементы — вовсе не его обязательный атрибут, но на практике разработчики очень часто понимают его именно таким образом.
Вероятно, Metro все-таки не подчинит себе «десктопный» интернет, но, как бы то ни было, в 2013-м году можно предвидеть его активное наступление в этой области.