С 2010 года технологии поисковой оптимизации начали стремительно меняться в связи с выходом новых алгоритмов поисковых систем, направленных на «очищение» выдачи от поискового спама и огромного количества некачественных и нерелевантных сайтов: «Краснодар» (декабрь 2010) Яндекса, «Panda» (февраль 2011) и «Penguin» (апрель 2012) Google. Одни из самых интересных изменений происходят в отношении юзабилити сайта.
Юзабилити — это удобство и эффективность работы пользователя в той или иной интерактивной среде.
Основными показателями, определяющими юзабилити сайта, являются:Очевидно, что привычные методы внутренней поисковой оптимизации зачастую снижают юзабилити: в частности, перенасыщение текста ключевыми словами делает текст трудным для восприятия пользователем.
По статистике, из-за недостаточно проработанного юзабилити интернет-магазины и каталоги могут терять более 50% покупателей, а 40% аудитории интернета признаются, что стараются не возвращаться на сайт, пользоваться которым им было неудобно и неприятно.
Но если раньше юзабилити было исключительно инструментом повышения конверсии, то в настоящий момент от него напрямую зависит и место в поисковой выдаче. Поисковые системы вступили в активную борьбу против «черных» и «серых» SEO-технологий, и выстраивают новые стратегии: поведенческие факторы, уменьшение роли входящей ссылочной массы. Важную роль в них играет и внимание к удобству сайта для пользователя.
Например, Яндекс дает ряд советов по организации главной страницы коммерческого сайта, открыто указывая, что их соблюдение повлияет на позиции в SERP.
В первую очередь Яндекс поощряет удобство навигации по сайту: с главной страницы должны быть доступны все востребованные пользователями разделы сайта, на ней должна присутствовать контактная информация и полное название компании в текстовом виде. Как представители поисковых систем, так и эксперты-маркетологи рекомендуют располагать на главной странице небольшое количество текста, содержащего ключевую информацию о компании, и ряд самых востребованных (постоянно или сезонно) предложений из основного каталога («Популярные товары», «Хиты продаж», «К Новому Году»).
Механизмы поисковых систем способны анализировать множество аспектов структуры сайта, не ограничиваясь «качеством перелинковки». Основные требования к структуре и навигации: логичность, последовательность и простота. Поисковые роботы проверяют наличие на логотипе ссылки на главную страницу, наличие, иерархию и содержание меню различных уровней, наличие карты сайта.
Еще один важный принцип общего юзабилити — пользователь не должен ждать отклика на свои действия более двух секунд. На деле эта цифра гораздо меньше, учитывая повсеместное распространение высокоскоростного интернета. Относясь к юзабилити, производительность сайта теперь является, соответственно, и частью его поисковой оптимизации. Поисковые системы непосредственно учитывают скорость загрузки страниц и используют ее в качестве одного из факторов ранжирования. Таким образом, для успешного продвижения сайта является недопустимым использование чрезмерно большого числа дизайнерских элементов, изображений, скриптов, способных снизить производительность ресурса.
По словам разработчиков алгоритмов поиска Яндекса, на данный момент система способна определять качество и уместность рекламы на сайте: органично дополняет ли она основной контент, или только мешает его восприятию, не предоставляя пользователю никакой релевантной информации. В частности, Яндекс существенно ограничивает позиции сайтов, назойливая реклама на которых перекрывает основной контент, непосредственно препятствуя доступу к нему (например, всплывающие окна).
Интересно, что подобные заявления вызывает противоречивую реакцию в среде веб-мастеров и оптимизаторов: многие стремяться обвинить лидера отчественного поискового рынка в бесчестной конкурентной борьбе и продвижении услуг контекстной рекламы Яндекс.Директ путем манипуляции поисковой выдачей.
Как бы то ни было, в скором времени разработчику больше не придется выбирать, для кого делать сайт — для людей или для поисковых систем.