Парадигма поискового продвижения, ориентированная на качество и глубину контента, на поведенческие факторы и естественность, разнообразие входящей ссылочной массы, постепенно сменяет традиционные SEO-подходы, заключающиеся в бездумном наборе огромного числа любых ссылок. Как сложится судьба сайтов с «искусственным» ссылочным профилем? Как избежать их понижения в выдаче?
Основная цель, которую преследуют последние обновления алгоритмов популярных поисковых систем, — научиться отделять естественную ссылочную массу, накопленную сайтом, от ссылочного профиля, полученного покупкой и массовым размещением ссылок, то есть, методами, представляющими собой краеугольный камень традиционной стратегии поисковой оптимизации. Стоит отметить, что технологии этого разграничения за относительно малый срок сделали огромный шаг вперед, и на сегодняшний день Google и Яндекс «отделяют зерна от плевел» с очень высокой степенью точности. Огромное количество сайтов, имеющих «купленный» ссылочный профиль, ранее представлявший собой эффективный инструмент продвижения, в ходе последних обновлений было серьезно пессимизированы в выдаче.
В скором времени Google предоставил своей аудитории для борьбы с «вредными» ссылками инструмент «Disavow Links», позволяющий «отключить» любую входящую ссылку, то есть, сообщить поисковику о том, что ее не следует учитывать при вычислении авторитетности страницы и позиции в SERP. Отзывы владельцев сайтов о новой функции противоречивы: некоторые утверждают, что деактивация определенных ссылок помогла им быстро вывести сайт из-под фильтра и даже вернуть ему прежние позиции, тогда как большинство пользователей не заметило никаких изменений даже спустя несколько месяцев после применения «Disavow Links Tool».
Согласно недавнему опросу, проведенному спустя 9 месяцев после начала коренных изменений в алгоритмах Google, с 94% пессимизированных сайтов так и не сняты понижающие санкции (впрочем, 14% владельцев заявляют об улучшениях отношений с поисковой системой и частичном восстановлении позиций).
Если мы взглянем на типичный «купленный» ссылочный профиль сайта, то обнаружим две важные особенности, отличающие его от естественного ссылочного профиля.
Во-первых, анкор-лист (то есть перечень слов, ссылки с которых ведут на сайт) такого сайта, как правило, достаточно единообразен и большей частью состоит из точного вхождения ключевых слов, по которым продвигается сайт. Это — один из характерных признаков ссылочной массы, набранной не самыми честными способами. На сегодняшний день, чтобы избежать обнаружения (справедливого или по ошибке), стоит использовать разнородный анкор-лист, как можно сильнее разбавленный неточными и частичными вхождениями, случайными словами, а также ссылками без анкоров.
Во-вторых, все купленные ссылки чаще всего ведут на маленькое количество продвигаемых страниц, составляющее незначительную часть от общего числа страниц сайта. Этот признак также позволяет с высокой точностью определить сайт как подлежащий пессимизации. Чтобы избежать этого, нужно более равномерно распределять ссылки по страницам сайта, оставляя, тем не менее, существенный акцент на продвигаемых страницах.
Несмотря на явное изменение курса развития поисковых алгоритмов, качественное продвижение сайта по высококонкурентным запросам без покупки ссылок — все еще невыполнимая задача. Оптимизаторам рано отказываться от этого инструмента, но уже сейчас необходимо строго учитывать характер, особенности, состав и динамику развития ссылочного профиля, и работать над его улучшением.